
Воспоминания о школе 162
Для кого-то просто, Руставели школа,
А ведь это память о любви...
Пятница * 04.Июл.2025 * 20:29:09 *
Главная » Статьи » Наше образование » ЕГЭ - все за и против |
Так по какой специальности они хотели бы работать?
В современной ситуации получение высшего образования стало важнейшим фактором успешной карьеры как в органах государственной и муниципальной власти, так и в частном бизнесе. Кроме того, для большинства юношей это возможность не служить в армии или хотя бы отсрочить службу в ней до окончания высшего учебного заведения. Ведь известно, что после службы в армии учиться значительно труднее, чем после окончания школы. Но востребованность высшего образования связана не только с возможностями успешной карьеры, но и с возможностями самореализации личности, что для современных молодых людей часто не менее важно. Именно стремление к самореализации приводит к тому, что многие выпускники средних школ хотят просто получить высшее образование, не очень задумываясь о том, по какой конкретно специальности они хотели бы работать по окончании высшего учебного заведения. Такой подход к высшему образованию на первый взгляд кажется нерациональным и неэффективным, потому что, например, молодёжь получает не те специальности, которые нужны в современной экономике и социальной сфере, и не те, которые соответствуют задаткам и способностям большинства из них. Но, с другой стороны, студенты должны готовить себя не к современной экономике, а к той, которая будет через 5-7 лет. Их знания через 5-10 лет работы существенно устареют, поэтому в высшей школе нужно не столько получать конкретную специальность, сколько обучаться умению постоянно повышать свою квалификацию и адаптироваться к новым потребностям экономики и социальной сферы. В современном управлении всё важнее становятся новые идеи и проекты, которые оказываются способны создавать и разрабатывать не узкие специалисты даже высокой квалификации, а специалисты широкого профиля. Поэтому в современной ситуации очень часто выпускники высших учебных заведений работают не по своим специальностям, например, географы становятся успешными политологами, математики – финансистами, специалисты по эксплуатации железных дорог – страховыми агентами и т.п. Высшее образование в таких случаях, становящихся уже скорее правилами, играет роль общекультурной и личностной подготовки к будущей профессиональной деятельности. В такой ситуации необходима реформа образования, как среднего, так и высшего. Но направлена такая реформа должна быть на обеспечение соответствия образования будущим запросам наших граждан на профессиональную деятельность и самореализацию, а не на фиксацию особенностей среднего и высшего образования прошлого века. К сожалению, руководители Министерства образования и науки РФ и разработчики системы Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в проводимых ими реформах образования последних лет пытались заставить молодых людей и их семьи руководствоваться логикой получения высшего образования для обучения специальности, по которой выпускники высшей школы должны постоянно работать довольно длительный период времени. Востребованность высшего образования для самореализации молодых людей руководителям Министерства образования и науки РФ и разработчикам системы Единого государственного экзамена представляется маргинальной тенденцией развития нашего общества, которую необходимо по возможности полностью исключить. В нынешнем 2009 году ЕГЭ была впервые в нашей стране введена повсеместно как для контроля знаний выпускников средних школ, так и для определения уровня их знаний для поступления в высшие учебные заведения. Кроме того, результаты ЕГЭ используются и для оценки эффективности управления системами образования в российских регионах. Наделение системы проведения ЕГЭ столь разнообразными функциями, которые во многом противоречат друг другу показало несостоятельность концепции Единого государственного экзамена. В частности, при оценке знаний выпускников средних школ необходимо проверить их соответствие стандартам образования, чтобы каждый в соответствии положениями статьи 43 Конституции РФ мог реализовать своё право на получение основного общего образования. Для поступления в высшее учебное заведение необходимо выявить способности и возможности абитуриентов совершенствоваться в освоении тех или иных специальных знаний и интеллектуальных умений, а также конкретных специальностей. Для оценки эффективности управления системами образования в российских регионах нужны, в первую очередь, независимые от органов власти системы оценивания средних показателей деятельности систем образования и социальных эффектов с ними связанных. Массовое внедрение ЕГЭ в этом году показало, что результаты таких экзаменов очень сильно зависят от регионов: у руководителей региональных систем образования постоянно возникает желание несколько улучшить результаты ЕГЭ, и только традиции и общественный контроль проведения таких экзаменов могут противодействовать такой тенденции. Но общественный контроль в большинстве регионов очень слаб, поэтому и результатам ЕГЭ не всегда можно доверять. Кроме того, в отличие от систем тестирования знаний выпускников средних школ, которые приняты в развитых странах Запада, ЕГЭ можно сдавать только один раз в текущем году и ещё одна попытка в том же году даётся в качестве запасной. А от результатов сдачи ЕГЭ для выпускников средних школ зависит очень многое. Поэтому школьники старших классов стараются натренироваться на сдачу ЕГЭ, и учителя в старших классах средних школ во многом именно эти навыки у своих учеников и тренируют, что существенно снижает творческую составляющую обучения. А, кроме того, появились разнообразные способы получения подсказок правильных ответов на задания ЕГЭ: их можно за деньги получить от учителей, которые проводят такие экзамены, скачать из сети Интернет, получить по мобильному телефону и т.п. Разработчики системы ЕГЭ утверждали, что получение таких подсказок в принципе невозможно, но неформальные социальные институты нашего общества оказались сильнее. Система ЕГЭ не победила коррупцию в системе образования, а изменила способы совершения коррупционных действий. Например, до внедрения системы ЕГЭ для сдачи документов в ту или иную приёмную комиссию высшего учебного заведения никаких взяток платить было не нужно. В этом году имеются многочисленные свидетельства того, что абитуриенты платили взятки охранникам и членам приёмных комиссий, чтобы без очередей сдать в них свои документы. В условиях приёма в высшие учебные заведения по результатам ЕГЭ существенно, в десятки раз, повысились уровни конкурсов на все популярные специальности. Причина в том, что теперь можно подавать документы в неограниченное число высших учебных заведений. Поэтому для абитуриентов существенно повысилась значимость поступления вне конкурса, право на которое имеют дети-сироты, дети-инвалиды, участники и инвалиды боевых действий. Уже в прошлые годы выявилась тенденция поступления инвалидов в те или иные высшие учебные заведения по фиктивным справкам, естественно, получаемым тем или иным коррупционным способом. Бороться с этим социальным явлением административными методами, например, с помощью сокращения числа мест для инвалидов, принимаемых в тот или иной вуз, скорее всего, будет бесполезно. Чем меньше будет таких мест, тем с большей вероятностью их будут занимать фиктивные инвалиды, а реальные инвалиды, которые должны иметь право на образование, не смогут это право реализовать. Законодательное ограничение числа высших учебных заведений, куда один и тот же абитуриент мог бы одновременно подать документы на поступление, тоже вряд ли решит проблему высоких конкурсов на популярные специальности высшего образования. Ведь при введении таких ограничений абитуриенты будут искать коррупционные способы сдавать документы в приёмные комиссии тех или иных высших учебных заведений, что приведёт к росту размеров взяток и новым способам осуществления коррупционных действий при поступлении в них. Как минимум, не будет решена одна из важнейших задач введения ЕГЭ, декларировавшаяся многие годы руководителями Министерства образования и науки РФ и разработчиками системы Единого государственного экзамена, а именно – существенное снижение коррупции в системе высшего образования. В соответствии с современными тенденциями общественного развития для снижения конкурсов в высшие учебные заведения можно было бы предложить разрабатывать разнообразные творческие конкурсы на популярные специальности, вводить в системе среднего образования раннюю специализацию, и самим высшим учебным заведениям начинать искать своих будущих абитуриентов, когда они учатся в 5-6 классах средних школ, например, через системы олимпиад, вечерних и заочных школ, преподавания профессоров и преподавателей высшей школы в средних и т.п. В таких условиях выпускники средних школ, способные учиться в высшей, заранее будут определять свои приоритеты, что приведёт к уменьшению числа случаев подачи ими документов на те специальности, которые для них не являются профильными. Но такие системы творческих конкурсов и ранней специализации школьников необходимо тщательно разрабатывать в течение нескольких лет, быстрых решений сложных проблем образования они дать не могут. В текущем году, скорее всего, стабилизировать обстановку при приёме в высшие учебные заведения уже не удастся. Все те негативные и позитивные последствия повсеместного введения ЕГЭ в нашей стране необходимо было заранее и тщательно прогнозировать, а затем разрабатывать способы противодействия негативным тенденциям, некоторые из которых были описаны выше, и способы усиления позитивных тенденций, которые в принципе можно реализовать при массовом тестировании уровня знаний выпускников средних школ. Первоочередными задачами для достижения таких целей могут быть разработка системы стандартов среднего образования, обеспечивающие общий средний уровень знаний, умений и навыков выпускников средних школ, замена заданий ЕГЭ современными тестами, которые разрабатываются на иных основаниях и действительно позволяют получать числовые оценки освоения школьниками норм стандартов образования, а также стимулирование ранней специализации школьников и связей учреждений среднего и высшего образования. Житель отдалённого от крупных городов должен иметь возможность реализовать своё право на поступление в высшее учебное заведение не тем, что он получит слабое образование, но по уровню баллов, набранных на ЕГЭ, сможет конкурировать с выпускниками средних школ таких городов. Его право на высшее образование должно реализовываться в том, что он должен получить возможность участвовать в олимпиадах по выбранной им или его родителями специальности, учиться заочно по этой специальности в школах и центрах при высших учебных заведениях, иметь возможности один-два раза в год, например, во время каникул, приезжать в крупные города для очного обучения по этой специальности и т.п. И, конечно, нужно сделать доступными для обсуждения специалистами и родителями всех заданий и результатов ЕГЭ во всех регионах. Только такая публичность системы ЕГЭ позволит совместно руководителям Министерства образования и науки РФ, разработчикам системы Единого государственного экзамена, независимым специалистам, представителям некоммерческих и общественных организаций, родителям и школьникам совместно выработать реальные способы обеспечения независимого контроля уровня среднего образования в регионах, уровня знаний выпускников средних школ, справедливых правил приёма в высшие учебные заведения, а также снижения коррупции в системе среднего и высшего образования. Римский Владимир Львович - Заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ Подбор литературы для написания диссертации по химии и разнообразная помощь. Ещё статьи: | |
Категория: ЕГЭ - все за и против | Добавил: 162nord (30.Сен.2009) | |
Просмотров: 6610 | |
Всего комментариев: 0 | |
Рекламное место
Хостинг от uCoz * ©Rolik @ Сайт 2007 - 2025