Понедельник * 23.Дек.2024 * 00:11:58 *

Главная » Статьи » Наше образование » Школьная жизнь

Малокомплектная школа

Малокомплектная школа – сегодня это словосочетание звучит почти как приговор. В зону риска школа попадает при наличии следующих признаков: отсутствие параллельных классов, малая их наполняемость (от 1 до 10 учащихся), отсутствие некоторых классов, объединение начальных классов.

Позиция Министерства образования и науки России по данной проблеме отражена в одном из официальных писем: "В вопросе о малокомплектных школах ключевой является задача обеспечения каждому школьнику качественного образования. При этом право выбора школы - за семьями, и ни одна сельская школа не может быть закрыта без решения схода жителей".
Забота Минобрнауки понятна. Согласно общероссийской статистике, информатика как предмет не преподается в каждой третьей сельской школе, иностранный язык в каждой шестой, музыка - в каждой восьмой. Есть проблемы в преподавании обществознания, географии, биологии, химии, истории, черчения, литературы, трудового обучения.

С другой стороны, в педагогических вузах всё время твердят о важности "субъект-субъектных отношений". А где их развивать, как не в малокомплектной школе?! В ней ребенок имеет большую возможность личного общения с учителем, а, в свою очередь, учитель знает по имени каждого ученика, знает его семью, знает условия его воспитания. Сегодня малокомплектная школа создает обстановку психологического комфорта, атмосферу доброжелательности.
Власти говорят, что содержать малокомплектные школы невыгодно. Аргументация обычно такова: "Рядом есть хорошие средние общеобразовательные школы, с другим уровнем знаний, и вкладывать деньги на сегодняшний день в старенькие деревянные школы нет никакой экономической, да и социальной целесообразности".

Сельские школы, как правило, не соответствуют требованиям, предъявляемым Роспотребнадзором и Роспожнадзором. Круг проблем, характерных для школ глубинки: неправильно составленное расписание, недостаточная освещенность, несоответствующие требованиям условия приготовления пищи и медицинское обслуживание. Роспожнадзор требует от школ противопожарную сигнализацию, а это десятки, а то и сотни тысяч рублей, которых в небогатом муниципальном бюджете не сыщешь.

Суд встает на сторону надзирающих органов и работа того или иного учебного заведения приостанавливается.
Понять муниципалитеты можно: денег отчаянно не хватает на всё. Нужно и дома ремонтировать, и дороги, и больницы с поликлиниками содержать. Сельские школы - как правило, деревянные, постройки первой половины ХХ века - буквально разваливаются. К тому же, согласно экспертным оценкам, стоимость обучения ребёнка на селе выше, чем в городе, в разы.

Но увы, часто закрытие школы приходит к умиранию – исчезновению или превращению в "дачи" - того или иного населённого пункта.
Выход есть: сохранение здания для учреждений дополнительного образования или клубов по месту жительства. Очаг культуры в деревнях должен оставаться, да и о досуге сельских детей неплохо было бы позаботиться, не только о биотуалетах для богатых.

Борисов Юрий Юрьевич - Политолог, обозреватель.



Категория: Школьная жизнь | Добавил: 162nord (30.Сен.2009)
Просмотров: 10587 | Теги: Школьная жизнь
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Рекламное место
-->