Воскресенье * 22.Дек.2024 * 19:13:28 *

Главная » Статьи » Наше образование » Школьная жизнь

Артикуляционная классификация согласных звуков

Согласные – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, лежит 4 признака:

1) участие голоса и шума. Согласные делятся на сонорные (участвует голос и незначительный шум) и шумные (шум преобладает над голосом). Они подразделяются на шумные звонкие, образуемые шумом в сопровождении голоса (в, г, д, ж…) и шумные глухие, образуемые только с помощью шума, без участия голоса (п, к, т, ш, ф, с…).
Среди шумных звонких – шумных глухих звуков образуются пары. Парами в этом отношении выступают консонанты, совпадающие артикуляционно по всем другим показателям, кроме звонкости – глухости. Это различие обусловлено работой голосовых связок: при сомкнутом их положении образуется голос (звонкие согласные), при ослабленном положении образуются глухие согласные (отсутствие голоса).
Вопрос о сонорности звука j (йот) является спорным. Традиционно его относят к шумным звонким. Но когда речь идет о слогообразовании и слогоразделе, авторы подобной классификации вынуждены оговариваться, что j более звучный, чем сонорные. То есть отнесение его к шумным достаточно условно.

2) место образования. Все органы речи в ротовой полости можно подразделить на 2 группы: 1. активные: губы, язык; 2. пассивные: зубы, альвеолы, твердое и мягкое нёбо.
Согласные делятся на губные (активную роль играет нижняя губа) и язычные. Губные делятся на губно-губные и губно-зубные.
Язычные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка выполняет активную роль в образовании звука. Переднеязычные согласные делятся на 2 группы: зубные (д, т, з, с, ц, н, л) и небно-зубные (ш, щ, ж, ч, р). Среднеязычным, а по пассивному органу средненебным, т. е. образуемым поднятием языка к среднему нёбу, является «й». Заднеязычными (задненебными) являются «г, к, х».

3) способ образования звука. Здесь все согласные делятся на:
а) смычные (взрывные) – образуются полным смыканием органов произношения. Воздух с силой разбивает эту преграду (б, п, д, т, г, к)
б) щелевые (фрикативные). Образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего образуется щель, через которую проходит воздух (в, ф, з, с, ш, щ, ж, й).
в) аффрикаты (ц, ч) – это сложные по работе органов речи звуки. В начальной стадии их образования происходит полная смычка органов речи, которая затем переходит в щель. Эти звуки – неудавшиеся взрывные. Их артикуляционно можно было бы разделить надвое, представив эти звуки как сочетание 2 согласных: тс – ц; тщ – ч.
г) смычно-проходные – те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость носа или рта. Делятся на носовые (м,н) и боковые, или ртовые (л).
д) дрожащие (р). Образуется дрожанием кончика языка и смыканием и размыканием его с альвеолами.

4) наличие или отсутствие смягчения (палатализация). Все согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Особенность мягких согласных состоит в дополнительной, так называемой «йотовой» артикуляции: средняя стенка языка поднимается к твердому нёбу. Такая дополнительная артикуляция называется палатализацией, а согласные, произносимые с такой артикуляцией – палатализованными. У согласного j эта артикуляция не дополнительная, а основная, он называется палатальным.

Признаки согласных образуют 2 группы:
1) конститутивные (это место и способ образования);
2) коррелятивные (это звонкость-глухость, твердость-мягкость).
Конститутивные – это постоянные признаки, не зависимые от позиции в слове. Коррелятивные признаки отличаются тем, что образуют попарно противоположность твердый-мягкий, звонкий-глухой. В ряду коррелятов может быть и больше, чем 2. Классическое явление – парная корреляция. Согласные, хотя и не все, образуют ряды парных соответствий по этим признакам. И чередование фонем в русском языке связано с коррелятивными признаками. Например: мороз – морозы, мороз – морозить. В отличие от конститутивных в определенных позициях различие коррелятивных признаков исчезает. Так, в конце слова перед паузой могут быть только шумные глухие. Исчезновение этого коррелятивного признака приводит к тому, что в отдельных случаях звучание форм разных слов совпадает: луг – лук.


Категория: Школьная жизнь | Добавил: 162nord (25.Окт.2013)
Просмотров: 7357 | Теги: Школьная жизнь
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Рекламное место
-->