
Воспоминания о школе 162
Для кого-то просто, Руставели школа,
А ведь это память о любви...
Понедельник * 07.Июл.2025 * 17:24:42 *
Главная » Статьи » Наше образование » ЕГЭ - все за и против |
Итоги ЕГЭ 2009
Ректоры московских вузов подвели первые итоги ЕГЭ, сообщает Gazeta.ru. По их мнению, зачисление заканчивается слишком поздно, льготников поступает чересчур много, а проведение самого экзамена на местах вызывает сомнения. Напомним, что 4 августа в институтах, академиях и университетах завершилась первая волна зачисления, и, по словам глав учебных заведений, она уже выявила существенные недостатки в новой системе итоговой аттестации. Так, ректоры сошлись на том, что «олимпиадников» и абитуриентов, поступающих вне конкурса (дети-сироты, дети-инвалиды, участники боевых действий и инвалиды боевых действий) должно быть существенно меньше, сообщает издание. С введением ЕГЭ, по мнению ректоров, профориентация абитуриента исчезла вовсе. «Абитуриент подает документы в невероятное количество вузов сразу. Подача заявлений становится спортом. Для выпускника теперь главное — не на какую профессию поступить, а поступить на бюджет. Вопрос, по какой специальности учиться, отошел на второй план», — сказал ректор Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина Виктор Мартынов. Комментарий: Евстифеев Роман Владимирович - Политолог, кандидат политических наук, руководитель Владимирского регионального отделения Российской ассоциации политической науки. Все разговоры и рассуждения о введении Единого государственного экзамена, на мой взгляд, укладываются в три смысловых потока, иногда бегущих отдельно друг от друга, а иногда тесно и плотно переплетающихся. Первый поток - рассуждения о самой природе тестов и их пригодности/непригодности для определения уровня подготовленности абитуриентов. Линейка мнений здесь довольно широкая: от полного отказа от такого метода, до мягкой критики самих тестовых заданий и требований их улучшения. Второй поток связан с организационными вопросами проведения ЕГЭ и системы поступления в вузы в целом. Считается, что полномасштабный эксперимент этого года выявил массу нестыковок и даже вылился в неразбериху в большом количестве высших учебных заведений. Мнения по этому вопросу характеризуются также широким разбросом от "провала" и "неопреодолимых сложностей" до "вполне разрешимых проблем". Третий поток рассуждений касается вопроса, к чему же, в конце концов, привело введение ЕГЭ в этом году и к чему мы придем в среднесрочной перспективе. Здесь присутствуют мысли об антикоррупционной направленности ЕГЭ, о том, что теперь выпускники школ имеют возможность реально претендовать на места в престижных вузах, об изменениях в системе подготовки к поступлению и многое другое. Есть, конечно, и крайние мысли о полном развале системы образования в результате введения ЕГЭ. Так или иначе и этот поток мыслей достаточно предсказуем. Однако, на мой взгляд, во всех этих потоках слов и идей не хватает одного важного соображения. Оно касается соотнесения получаемого результата с целевыми установками реформаторов. Принято считать, что целями введения ЕГЭ являются уменьшение коррупции в вузах, расширение возможностей для региональной молодежи, нивелирование разрыва между школой и вузом. И вроде как эти цели можно считать частично достигнутыми. Но если рассматривать систему образования более конкретно, так сказать политэкономически, а не с точки зрения довольно общих понятий, таких как коррупция, право на высшее образование и прочее, то можно увидеть следующее. Похоже на то, что главным итогом введения этой системы является не снижение коррупции, не расширение возможностей выпускников, а масштабное перераспределение абитуриентов между вузами, изменение их привычных траекторий движения. Год назад многие региональные вузы держались из-за того, что поступление в них не требовало слишком уж ощутимых материальных затрат, сравнимых с затратами при поступлении в столичные вузы. И это было решающим фактором для абитуриента. Теперь этого фактора вроде как и нет. Теперь другие правила. И тут мы подходим к самому главному. Это не просто ЕГЭ, переход на новую систему аттестации выпускников и поступления в вуз - это настоящий краш-тест системы образования, ломка ее традиционной структуры путем перераспределения потока абитуриентов. Это перераспределение в условиях, когда от количества студентов зависит и финансирование вузов, приводит к очевидной ситуации сокращения многих специальностей, факультетов и, в конце концов, и вузов. Современная российская власть давно уже начала заявлять, что содержать такую систему образования неэффективно. Об этом часто говорили и министры образования, и чиновники рангом пониже. Я в начале 2000-х лично слышал от очень высокопоставленного государственного деятеля идеи о том, что всю систему образования надо бы разогнать, но пока приходиться платить педагогам пособия под видом зарплаты. С сожалением говорил этот и ныне очень высокопоставленный товарищ о том, что приходится давать деньги людям, которые не могут эффективно работать. В 21 веке было несколько "наездов" на вузы, все они кое-как отбивались. И была придумана комбинация, итогом которой должно быть не закрытие "неэффективных" вузов сверху, по приказу, а удушение их же собственными руками. Это и есть главная цель ЕГЭ, этого краш-теста для системы образования - жахнуть посильнее по самой системе путем изменения основных правил игры, перераспределив потоки поступающих, чтобы все "неэффективное" и мешающее само отвалилось. Хороший план? Несомненно. А вот другой системы образования у нас и нет, будем надеяться что ЕГЭ 2010 года пройдёт с учётом всех недостатков предыдущих лет. И выпускники смогут подготовиться к экзаменам достойно. Ещё статьи:Источник: http://kommentarii.ru/theme.php?f=3&t=23607 | |
Категория: ЕГЭ - все за и против | Добавил: 162nord (30.Сен.2009) | |
Просмотров: 4702 | |
Всего комментариев: 0 | |
Рекламное место
Хостинг от uCoz * ©Rolik @ Сайт 2007 - 2025