Интонация в поэзии
Когда разбирают стихи по их звучанию, то обычно ограничиваются анализом так называемой звукописи, где выделяют ассонансы и аллитерацию. А между тем здесь самым важным является интонация. Именно она выстраивает мелодику стиха. И не только мелодику.
Звуки речи играют огромную роль в стихе, вплоть до участия в оформлении отвлеченных идей. Вне звучания поэзия вообще не существует. Даже когда мы читаем стихи глазами, внутренний голос воспроизводит звучание слов. На нашем подступе к катарсису, к эстетическому наслаждению, слова как бы и вовсе теряют свое значение, сливаясь в невыразимо прекрасные созвучия. Однако звук по своей важности все-таки уступает смыслу. Поэт сталкивается с самой большой трудностью при передаче самого главного, интонации. Существующих знаков препинания и технических средств, которыми располагает стихосложение, далеко не достаточно, чтобы передать интонационное богатство человеческого голоса. Тут на помощь приходит смысл. Вот стихотворение Есенина –
Голубая кофта.
Синие глаза.
Никакой я правды милой не сказал.
Милая спросила: «Крутит ли метель?
Затопить бы печку, постелить постель».
Я ответил милой: «Нынче с высоты
Кто-то осыпает белые цветы.
Затопи ты печку, постели постель,
У меня на сердце без тебя метель».
Просодия, ритмические и пунктуационные паузы предоставляют возможность произнесения последней строки этого стихотворения и с восходящей, и с нисходящей интонацией. Именно смысл помогает остановиться на правильном выборе: лирический герой стихотворения обращается к подруге не с требованием оставить его в покое (отстань), а с признанием в любви (без тебя жизнь мне не жизнь).
Русский язык и литература
|
Похожие статьи
ВЕЗДЕСУЩИЕ «УЖИ»
Есть такой каламбурный вопрос: «Сколько ужей в «Евгеиии Онегине»? Наторевшие в викторинах отгадчики знают, в чем здесь секрет, и даже дают точный ответ: 86 ужей!
Знаете ли вы что..?
|