Инструкция по проверке и оцениванию работ учащихся по литературе
Ответы к заданиям В1 – В12
№ задания |
Ответ |
B1 |
Вожатый |
B2 |
Пугачев-или-Емельян Пугачев |
B3 |
Реализм |
B4 |
Пейзаж |
B5 |
Деталь |
B6 |
Диалог |
B7 |
Ирония-или-лукавство |
B8 |
Символизм |
B9 |
Антитеза-или-контраст |
B10 |
Ассонанс-или-звукопись |
B11 |
Метафора |
B12 |
Эпитет |
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что, если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0». При использовании технологии «КРОК» в подобной ситуации используется знак «–», а не «Х».
Оценка выполнения заданий С1 и С3
Развёрнутый ответ ограниченного объема (5 – 10 предложений)
Точность и полнота ответа |
Баллы |
а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, фактические ошибки в ответе отсутствуют |
3 |
б) экзаменуемый отвечает на вопрос и допускает 1 фактическую ошибку |
2 |
в) экзаменуемый отвечает на вопрос поверхностно, неточно и / или допускает 2 – 3 фактические ошибки |
1 |
г) экзаменуемый не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Оценка выполнения заданий С2, С4
Развёрнутый ответ ограниченного объема (5 – 10 предложений)
Точность и полнота ответа |
Баллы |
а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста (то есть называет не менее двух произведений или писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д.), и дает обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют |
3 |
б) экзаменуемый отвечает на вопрос, но ограничивается минимальным литературным контекстом (1 позиция), дает частичное обоснование сопоставления или / и допускает 1 фактическую ошибку |
2 |
в) экзаменуемый отвечает на вопрос, привлекая минимальный литературный контекст (1 позиция), не дает обоснования и / или допускает 2 – 3 фактические ошибки |
1 |
г) экзаменуемый не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3
Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырём другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) в протокол проверки ответов на задания бланка №2 выставляется «0» баллов.
При проверке оценка за первую позицию оценивания задания части 3 ставится в колонку 3 протокола, за вторую позицию – в колонку 4, за третью – в колонку 5, за четвёртую – в колонку 6, за пятую – в колонку 7.
При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы,предложенной в вопросе |
Баллы |
а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свою позицию с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют
|
3 |
б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения, не подкрепляет суждения необходимыми доводами, и / или допускает 1 – 2 фактические ошибки |
2 |
в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо или / и допускает 3 – 4 фактических ошибки |
1 |
г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе, и / или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей |
0 |
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями |
Баллы |
а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала |
3 |
б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала |
2 |
в) экзаменуемый не обнаруживает достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала |
1 |
г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при анализе литературного материала |
0 |
3. Обоснованность привлечения текста произведения |
Баллы |
а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.) |
3 |
б) текст привлекается, но не всегда целесообразно и обоснованно, и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом |
2 |
в) текст привлекается только как пересказ изображённого без необходимого комментария |
1 |
г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются |
0 |
4. Последовательность и логичность изложения |
Баллы |
а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов |
3 |
б) части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания |
2 |
в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе |
1 |
г) грубые нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения, отсутствует общая логика высказывания |
0 |
5. Следование нормам речи |
Баллы |
а) допущена 1 речевая ошибка |
3 |
б) допущено 2 – 3 речевых ошибки |
2 |
в) допущено 4 речевых ошибки |
1 |
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок) |
0 |
Максимальный балл |
15 |
|