Пятница * 17.Май.2024 * 08:20:39 *

Главная » Статьи » Знаете ли вы что ...? » Просто интересно

Жилище, проверенное веками.

Юрты располагаются поодиночке, на больших расстояниях одна от другой, или живописными, беспорядочными группами, у подножия гор, в пустыне Гоби — всюду, где скотоводы найдут хорошие условия для пастьбы скота. Юрта естественно вписывается в ландшафт, становится его неотъемлемой частью. Это легкое разборное жилище без внутренних перегородок перемещается вместе со стадами от одного пастбища к другому. Для монгола юрта — это священное жилище, унаследованное от предков, и в ней живы символы и традиции.

Круглое, диаметром около 6 метров, основание юрты делится на 12 частей, каждой из которых издавна присвоен один из знаков древнего восточного зодиака: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, конь, баран, обезьяна, петух, собака и свинья. Юрта — своеобразные солнечные часы, по которым кочевники, когда еще не было механических часов, определяли время с точностью до пяти минут. Время узнавали по солнечному лучу, падающему сквозь круглое отверстие в кровле. Монголы и сейчас говорят: «Это случилось в час зайца» (то есть в 18 часов) или «Это началось в час мыши» (12 часов). Северная точка основания юрты — «мышь», восточная— «заяц», западная — «петух». Первые лучи восходящего солнца освещают «петуха» и так называемую мужскую половину; затем круг света медленно перемещается, освещая деревянные ребра, образующие конструкцию кровли, которая представляет собой усеченный конус, увенчанный шаровым сегментом (см. рис.). Вверху оставлено окно диаметром 140 сантиметров — по-монгольски «тоно». Диаметр
окна в точности равен высоте двери. Окно пропускает свет и тепло солнца — ежегодно здесь бывает до 300 солнечных дней. Таким образом, юрта освещается, обогревается и вентилируется через свое единственное окно. Рама тоно обычно бывает окрашена в красный цвет и украшена резьбой.

Постепенно изменяясь на протяжении веков, юрта получила наиболее рациональную форму, конструкцию; она легко разбирается и вновь собирается на другом месте, и с большим успехом используется скотоводами и сейчас. В юрте лучше всего ощущается красота старинных обычаев. Дорогого гостя встречают здесь с длинным светло-синим платком — хадагом, переброшенным через обе протянутые руки; при этом на правую ладонь поставлена серебряная чашка с кумысом, который пили и предки болгар. Монгол все подает обеими руками: это означает, что он дает от души. Если предмет маленький, его подают правой рукой, поддерживая ее локоть левой. Гость тоже должен принять поданное правой рукой или обеими, но ни в коем случае не левой — это было бы знаком неуважения.

Но вернемся к юрте. В ее основании выделяют четыре главных сектора, расположенных по углам воображаемого креста, в центре которого горит очаг (раньше это был костер, сейчас пользуются маленькой круглой печкой). Дверь, обращенная обычно на юг или юго-восток, окрашена в красный цвет, символизирующий победу. Та часть юрты, в которой расположена дверь, стоит под зодиакальным знаком коня (см. рис.). Часть, расположенная напротив входа, окрашена в темно-синий цвет — символ севера — и стоит под знаком мыши, означающим богатство. В этой части сохраняется все самое ценное, здесь сажают самых дорогих гостей.

Западная часть — белая, это торжественный цвет в монгольской цветовой символике. Это «мужская половина» юрты. Здесь находятся постели мужчин, расположенные так, чтобы голова была под знаком петуха, а ноги — под знаком обезьяны.

Противоположная, восточная часть предназначена для женщин. Тут постели расположены так, что голова направлена к знаку тигра, а ноги — к знаку зайца. «Женская половина» зелёного цвета, символизирующего рост.

Между этими четырьмя основными сегментами юрты заключены еще четыре: северо-западный — под знаком собаки (символ охоты), тут хранится оружие; юго-западный — под знаком барана, здесь держат маленьких ягнят, пока они не окрепнут, и здесь же готовят кумыс, хранящийся в мешке, сделанном из цельной шкуры вола. В северо-восточной и юго-восточной частях сосредоточены виды хозяйственной деятельности, по традиции отведенные женщинам: под знаком быка устроено хранилище провианта, а под знаком дракона хранится вода в сосудах. Таким образом, в юрте четко определены зоны мужской и женской работы, организованные вокруг очага, как центра.

В книге Марко Поло (XIII век) показана юрта, передвигаемая на колесах. За прошедшие с тех пор почти 700 лет монгольская юрта претерпела ряд изменений конструкции и формы, но сохранила живыми и символы и традиции. Вместо звериных шкур, которыми раньше завешивали вход, поставлена деревянная дверь. Уменьшилась общая высота, благодаря чему достигнуто максимальное использование площади и объёма юрты. Общее пространство разделилось на зоны для разных видов деятельности. Высота нижней цилиндрической части — 140 сантиметров — достаточна для того, чтобы человек, сидящий на постели (постели расположены у стенок по окружности), чувствовал себя удобно. К центру высота постепенно увеличивается, достигая у очага 230 сантиметров.

Изнутри хорошо видна деревянная конструкция юрты: основным элементом служит решетчатая стенка — хан, причем нижний цилиндрический пояс состоит из 4—12 ханов. На каждого жителя юрты приходится по одному хану; он размещает у этого элемента стены свою постель и вещи. Видны изогнутые жерди, круглые в сечении — так называемые «унь», из них сложена кровля. Цилиндрическая часть юрты вверху и внизу охвачена поясами, сплетенными из конских волос или верблюжьих ремней. Они принимают на себя нагрузку верхней части кровли и тоно.

Мебель в юрте низкая, яркой окраски, с традиционными монгольскими орнаментами. Преобладающие цвета: желтый — символ солнца — и красный — символ востока. Ведь название страны Монголия произошло от слов «мен гу ал», что значит «мы красные люди», то есть «мы живем на востоке». Количество мебели минимально: низкие постели, столы и сиденья, шкафы — кухонный и для одежды. Постели и шкафы расположены по периферии круглого помещения, а около печи в центре и обеденного стола остается свободное пространство. Яркие, насыщенные цвета мебели придают интерьеру монгольской юрты оживленный вид, но еще более красят его длинные пестрые халаты, которые носят и мужчины и женщины.

В юрте не только осознаешь силу древних традиций, в ней чувствуешь, как жилище монгола отражает его повседневную жизнь, как оно позволяет человеку жить среди дикой природы и общаться с нею.

По материалам журнала Наука и жизнь


Категория: Просто интересно | Добавил: 162nord (25.Окт.2013)
Просмотров: 7195
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Рекламное место
-->